AiHMM logo

Пенитенциарные учреждения Азербайджана

Форма входа

Главная » 2014 » Июль » 26 » Кямиль САЛИМОВ: "Высокий уровень рецидивной преступности объясняется ослаблением деятельности государственных органов"
13:37
Кямиль САЛИМОВ: "Высокий уровень рецидивной преступности объясняется ослаблением деятельности государственных органов"

http://echo.az/article.php?aid=63100

Председатель Общественного объединения "Наблюдение за местами лишения свободы", доктор юридических наук профессору Кямиль Салимов рассказал echo.az о мониторинге центров занятости

Общественное объединение "Наблюдение за местами лишения свободы"при участии прессы рассмотрело итоги мониторинга центров занятости Бинагадинского, Низаминского, Наримановского, Насиминского, Сабунчинского, Сабаильского, Хатаинского, Хазарского и Ясамальского районов реадаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Об актуальности этой проблемы рассказал председатель Общественного объединения "Наблюдение за местами лишения свободы" доктор юридических наук профессору Кямиль Салимов

- Расскажите, почему этот вопрос сегодня настолько актуален?

- Значимость оказания помощи освобожденным из мест лишения свободы и осуществление контроля за ними подчеркивается в международных актах, в частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в документах ООН, в "Основных принципах обращения с заключенными", в рекомендациях Комитета министров Совета Европы и т.д. Это - наиболее уязвимая категория лиц, требующая особого внимания и поддержки со стороны государственных органов и обеспечения безопасности общества в предотвращении рецидива преступности со стороны указанной категории лиц.

- С какими проблемами сталкиваются осужденные будучи за решеткой и после освобождения?

- Практика уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует, что у бывшего осужденного, как правило, нет возможности найти работу, ему негде и не на что жить, а зачастую у него нет и документов. За время отбывания наказания человек прерывает практически все связи с нормальной жизнью, в том числе со своей семьей.

Как правило, это лица, которые провели долгое время в изоляции от общества, страдают тяжелыми заболеваниями, что делает процесс их социальной адаптации крайне затруднительным. У многих освобождающихся из мест лишения свободы лиц нет определенного места жительства. Учитывая ситуацию с жильем, сложившуюся в стране, рассчитывать на комнату (не говоря об отдельной квартире) человеку, освобожденному из колонии, не приходится. Эти обстоятельства серьезно осложняют социальную адаптацию освобожденных, способствуют совершению ими новых преступлений, распространению среди населения различных заболеваний, развитию в обществе криминальной субкультуры.

Практика зарубежных государств свидетельствует, что рецидив преступлений среди данной категории лиц порою составляет от 40% до 70%. Поэтому в данных условиях очень важным является создание эффективной системы социальной адаптации таких лиц, что сводит к минимуму процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. Зачастую они совершают преступления потому, что не могут после освобождения из исправительного учреждения устроиться на работу, а значит получить средства на существование.

- Как часто проводят мониторинги центров занятости?

- Это не первый мониторинг. Ранее наша организация провела аналогичный мониторинг совместно с уполномоченным по правам человека. Надо сказать, что за этот период значительно улучшилась работа Министерства социальной защиты, на которой, согласно Закону Азербайджанской Республики "О реадаптации", возложены функции по социальной реадаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Хотя здесь есть еще немало проблем, которые требуют своего разрешения. Нами выборочно был проведен мониторинг Бинагадинского, Низаминского, Наримановского, Насиминского, Сабунчинского, Сабаильского, Хатаинского, Хазарского и Ясамальского районов. В течение года в эти центры занятости обратилось 90 бывших осужденных, из них работой обеспечены 26 человек. За отчетный период 5 бывших осужденных отправлены на курсы квалификации, и ни одному из них не выделили пособия по безработице.

Мониторинг также показал, что численность ранее судимых лиц, которые обратились в центры занятости, очень мала. Мы не обладаем официальной статистикой в этом вопросе, однако, как нам представляется, значительное количество лиц, которые нуждаются в этой помощи по тем или иным причинам, не обратились в Центры занятности. Это, видимо, обусловлено еще тем, что указанные лица не информированы о своих правах.

- А какова процедура подготовки к реадаптации заключенных?

- В статье 175 Кодекса об исполнении наказаний АР говорится, что за три месяца до окончания срока наказания, руководство пенитенциарного заведения предоставляет список готовящихся к освобождению лиц в органы ИВ. С целью реадаптации, пенитенциарные учреждения ведут переписку с центром занятости, где указаны места регистрации осужденных, нуждающихся в работе. В ходе мониторинга была изучена ситуация с перепиской, которую также удовлетворительной не назовешь. К примеру, в Центр занятости Сабунчинского района в 2013 году после освобождения обратились 39 бывших осужденных, но фактически было рассмотрено лишь три письма.

- Когда реадаптация считается успешной?

- Успех социальной адаптации зависит от трех факторов: 1) мировоззрения, черт характера, интеллекта и т.п. бывшего осужденного; 2) наличия устойчивой социальной среды обитания: жилья, семьи, взаимоотношения на работе с коллективом, удовлетворенности профессией, если она была до заключения, или той, которую приобрели в местах лишения свободы; 3) от условий заключения, где он находился, от коллектива, который его окружал, характера организации трудового процесса и т.д. Социальная адаптация считается успешной, если бывший осужденный налаживает прочные социальные связи (семья, успех в трудовой деятельности, взаимоотношения с товарищами и т. п.), когда прекращаются негативные связи и искореняются пороки поведения. Многое зависит и от сроков адаптации, как правило, этот процесс завершается к трем годам, а для преобладающей части - к одному году. Самое трудное время для адаптации, начальное - от 3 до 6 месяцев.

- Что необходимо сделать в этом направлении?

- Прежде всего, выше описанный комплексный подход на государственном уровне необходим для профилактики повторной и рецидивной преступности.

- А как можно объяснить увеличение роста преступности?

- Согласно публикуемой официальной статистике МВД, если в 2000 году было зарегистрировано порядка 13000 преступлений, то в 2013 году эта цифра составила более 22000. Конечно, с криминологической точки зрения можно по разному объяснить причину роста преступности, в том числе и значительным улучшением работы МВД по регистрации преступности раскрытию латентной преступности и.т.д. Однако надо выявить, сколько лиц были раннее судимы и каково время совершения преступления с момента освобождения лица из мест лишения свободы. Мне приходилось вести доверительную беседу с указанной категорией лиц. Как правило, они говорят, что из-за социальной неустроенности, отсутствие работы квартиры близких родственников им нечего делать кроме как обратно вернуться в места лишения свободы, где есть хотя бы тепло и еда. Однако не думайте, что это просто так протекает. Ведь для того чтобы вновь вернуться, это лицо совершает преступление. Как правило, они взаимодействуют представителями организованной преступности и здесь не исключаются более опасные и серьезные уголовные правонарушения. Мы полагаем, что высокий уровень рецидивной преступности частично объясняется как раз ослаблением, причем значительным, деятельности государственных органов по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных из исправительных учреждений, отсутствием административного надзора.

По моему глубокому убеждению, лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем, как со стороны органов государства, так и общественности ради их успешной постпенитенцнарной адаптации и предотвращения совершения ими новых преступлений. Опыт борьбы с преступностью в Европейских и многих других странах доказал целесообразность установления подобного контроля. В юридической литературе такой контроль называют постпенитенциарным, профилактическим - его суть наблюдения за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер.

- Как сегодня можно улучшить ситуацию?

- Необходимо принятие государственной программы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Следовало бы на уровне государства предусмотреть и утвердить комплексные мероприятия, направленные на создание многоуровневой единой системы социальной профилактики, включающей в себя снижение уровня рецидивной преступности за счет создания условий для социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание. Особое внимание должно быть уделено наименее защищенной категории осужденных - это несовершеннолетние и женщины.

Ведь не надо забывать, что, как правило, в силу и нашего менталитета женщина, оказавшееся в местах лишения свободы теряет связь с семьей близкими знакомыми. И после освобождения, она фактически остается одна со своими проблемами. Потому Госкомитету по работе с женщинами необходимо быть более внимательным к этому вопросу. Естественно здесь и немалая работа должна проводиться со стороны Министерства молодежи и спорта и т.д. Ведь в период отбывания наказания осужденным нужно дать возможность зарабатывать деньги, необходимые им на первое время пребывания на свободе. Хотя в Кодексе по исполнению наказания, привлечение осужденного к труду, является принципом исправления и перевоспитания.

К сожалению, можно сказать, что в этом направлении, несмотря на огромные возможности страны, реальной работы не ведется.

Вот, к примеру, в США на содержание осужденных в год тратится 50 миллиардов. В тоже время ими зарабатывается в год 70-72 миллиарда долларов США. Если учесть, что средний возраст осужденных 30-32 года, то можно сделать соответствующий вывод. Кстати, это уже отдельная проблематика. По этому вопросу мы обратились к министру финансов Азербайджана Самиру Шарифовову и в ближайшее время представим ему свои предложения.

- А почему пенитенциарные учреждения не обеспечивают осужденных трудом?

- 80% территории пенитенциарных учреждений - это производственные участки. В среднем содержание одного заключенного обходится в 8 евро. По нашим ориентировочным подсчетам в год это составляет около 70 миллионов долларов США. Этот вопрос также требует комплексного решения, но эта тема отдельного разговора. Что же касается обсуждаемой проблематики, следует коренным образом необходимо изменить политику в отношении осужденных, страдающих различными формами заболеваний. Им должна оказываться действенная помощь, как в период отбывания наказания, так и после освобождения. В случае уклонения от обязательного лечения и нарушения, санитарно- противоэпидемических правил осужденных, больных туберкулезом и другими опасными для общества заболеваниями, применяются принудительные меры лечения.

- Какие новые подходы для осуществления контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, сегодня необходимы?

- В качестве новых подходов для осуществления контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, необходимо создание и законодательное закрепление центров социальной адаптации, поскольку эта форма общественного наблюдения позволит решить основные проблемы, к которым следует отнести: жилье, трудоустройство, а также материальную, правовую и медицинскую помощь.

Целесообразно органам исполнения наказаний разработать и нормативно закрепить критерии, определяющие "степень адаптации" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса, в том числе и при подготовке к освобождению. Открыть консультационные центры по оказанию помощи лицам, освобождаемым и освобожденным из исправительных учреждений. Также необходимо установить налоговые льготы, стимулирующие субъектов постпенитенциарной адаптации.

В структуре Уполномоченного по правам человека возможно создание отдела, который координировал бы защиту прав лиц, освобожденных от отбытия наказания. Так же в данном случае, представляется возможным оказание бесплатной юридической помощи, хотя бы первые полгода после освобождения, поскольку, как правило, в этот период человек не в состоянии оплатить услуги юриста. Необходимо создание общественных организаций и фондов, задачей которых является оказание содействия в целенаправленной подготовке осужденного, в стенах исправительного учреждения, к жизни в новой социальной среде. Это позволит искоренить духовный кризис, утрату нравственных идеалов, а также свести к минимуму рецидивную преступность. В целях совершенствования правового регулирования борьбы с рецидивной преступностью в сфере исполнения уголовного наказания и предупреждения новых преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, принять Закон "О профилактике преступлений", в котором в качестве составной части следует предусмотреть осуществление социального контроля и воспитательно-адаптационной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Все это должно сопровождаться искоренением старых стереотипов отношения к бывшим осужденным и гуманизацией пенитенциарной системы.

Дж.АЛЕКПЕРОВА

Просмотров: 392 | Добавил: Admin | Теги: реадаптация, азербайджан, рецидивисты, заключенные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Друзья сайта

  • FIDH
  • OMCT
  • PRI
  • CAT
  • CPT
  • Amnesty International
  • Penitentiary Service
  • Prison Watch - Azerbaijan
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0