По словам эксперта, качество жизни в азербайджанских местах лишения свободы лучше, чем во многих зарубежных
16.05.2015 Дж.АЛЕКПЕРОВА, Н.АЛИЕВ
"Согласно статистике, только в 2014 году в зарубежные тюрьмы попали 1500 граждан Азербайджана. В основном наши граждане содержатся в местах лишения свободы на территории РФ и СНГ.
Подобные статистические данные составляются 2 раза в год, по завершении шести месяцев, а затем в конце года", - заявили в пресс-службе МИД Азербайджана.
В свою очередь, как заявил echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, сложно точно подсчитать количество наших граждан, сидящих в тюрьмах за рубежом.
"Возможно, такая информация есть в МИД Азербайджана, поскольку консульским отделам посольств обязательно сообщают об осужденных за рубежом гражданах Азербайджана. Однако я не помню, чтобы она когда-либо публиковалась нашими властями.
В этом плане куда больше шансов собрать необходимую информацию в СМИ других стран. Например, из российских источников известно о 28496 заключенных-иностранцах в российских тюрьмах в 2014 году. Из них граждан Азербайджана было 2846 человек, т.е. примерно 10%", - отметил он.
По его словам, впервые вопрос о возвращении в Азербайджан осужденных азербайджанцев встал в ноябре 1991 года, когда на тех, кто был осужден судами Азербайджана, но отбывал наказание в бывших союзных республиках, распространили амнистию по случаю восстановления государственной независимости Азербайджана.
В июле 1992 года помилование и амнистию распространили и на тех азербайджанцев, которые были осуждены за преступления, совершенные до 1 января 1992 года на территории Азербайджана, но рассмотренные судами союзных республик в порядке передачи дела из одного суда, которому дело подсудно, в другой суд, а также осужденных судами союзных республик за преступления, совершенные на территории других республик.
После этого вопрос стоял уже о добровольном переводе на Родину тех граждан Азербайджана, кто не был освобожден по помилованию или амнистии.
С Россией, например, двусторонний договор об этом был ратифицирован лишь 9 марта 1995 года.
"Насколько я помню, задержка была обоснована тем, что в Азербайджане в первый период после восстановления независимости не было колоний некоторых режимов, которые во время СССР располагались где-нибудь в России или Казахстане.
В основном заключенные-азербайджанцы не прочь вернуться на Родину. Речь не только об условиях содержания в самих тюрьмах, но и в поддержании связей с семьей - для родственников ездить в Россию на свидания или посылать передачи намного сложнее и дороже, чем в Азербайджане.
Но есть и другой аспект: если осужденный российским судом будет сидеть в азербайджанской тюрьме и содержаться за счет госбюджета Азербайджана, то у властей России будет намного меньше стимула освободить его досрочно или помиловать, чем если бы он сидел в российской тюрьме.
Иных заключенных это удерживает от того, чтобы обратиться с просьбой о переводе в Азербайджан. С другой стороны, осужденные на большие сроки часто рассчитывают, что после перевода в Азербайджан смогут запустить какой-нибудь коррупционный механизм и облегчить свое положение с помощью азербайджанского суда.
Помню, несколько лет назад даже проскочило в российской прессе сообщение, что суд отказал осужденному гражданину Азербайджана в переводе на Родину, приведя прямо в тексте решения именно этот мотив.
Есть и еще часть заключенных, которые после распада СССР не имеют гражданства ни Азербайджана, ни тех стран, где они отбывают наказание.
В таком случае, у них возникают проблемы, т.к. Азербайджан может их просто не принять", - добавил он.
По его словам, если говорить о качестве жизни заключенных в Азербайджане и других странах, то в России и Армении определенно, хуже (не говоря уже о Центральной Азии). Насчет Ирана информация противоречивая.
В целом же, положение всегда хуже у тех заключенных, которые не посещаются родственниками ("бедолаг", на тюремном жаргоне).
Имея состоятельных родственников, можно хорошо устроиться и в России, а без родственников можно опуститься на дно и в Азербайджане.
"В Азербайджане условия не концлагерные, и даже не "нестерпимые". Оставляя в стороне отчеты международных организаций, в которых отмечается прогресс по части условий содержания, отмечу, что об этом говорят и уменьшившиеся случаи бунтов и самоубийств, и снизившаяся смертность в тюрьмах, да и сам характер жалоб.
Например, политзаключенные жалуются уже не на то, что нечего есть и негде спать, а на то, что на 8 марта дали одну шоколадку на троих, а не три, что цветной телевизор с плоским экраном пускают на большую громкость, что цензурируют оппозиционную прессу и т.п.
То есть запросы заключенных видимым образом переместились с хлеба насущного в духовную область...", - пояснил он.
Между тем, говоря о соседней Армении, армянский правозащитник, занимающийся военными делами, председатель Ванадзорского офиса Хельсинской ассамблеи Артур Сакунц напомнил, что в свое время, когда Давид Арутюнян был министром юстиции (министр юстиции Армении (1998-2007), вел переговоры с правительством США, чтобы граждане Армении, которые находятся в тюрьмах США, вернулись в Армению и освобождались от преследования.
"В то время речь шла о 7500 заключенных, но представьте, никто из них не выразил желания вернуться в Армению. Я это просто привожу в качестве показателя, люди предпочитают сидеть в тюрьмах Америки, чем быть на свободе в Армении.
Здесь речь идет о качестве жизни. Армения непривлекательна для людей", - подчеркнул Сакунц ("Первый информационный").
http://www.echo.az/article.php?aid=83798
|