В интервью echo.az глава ПЦА Эльдар Зейналов рассказал, что за последние 15 лет в азербайджанских тюрьмах смертность от туберкулеза снизилась более чем в 30 раз, хотя прожить хотя бы 25 лет в нашей тюрьме пожизненнику достаточно проблематично
25.11.2014 С.АЛИЕВА
В нашем обществе нет единого мнения по поводу смертной казни. Более того, единого мнения никогда и нигде на этот счет не существовало. Любой из нас приведет сотню мнений авторитетнейших людей, разделяющих одну из двух противоположных точек зрения, а порывшись в Интернете, каждый сможет найти огромное количество цитат на этот счет. С момента отмены смертной казни в Азербайджане прошло около 16 лет, но до сих пор есть те, кто уверен, что отмена смертной казни была напрасной.
Директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, напротив, сторонник отмены смертной казни и полностью поддерживает государство в этом вопросе. Как заявил в интервью echo.az правозащитник, смертная казнь в Азербайджане полностью не отменена. "Она сохранена в качестве исключительной меры наказания и может устанавливаться законом только за особо тяжкие преступления против государства, против жизни и здоровья человека в статье 27 Конституции. Закон "Об отмене смертной казни" от 10 февраля 1998 г. предусматривает исключение смертной казни из списка санкций за уголовные преступления, с возможностью восстановления ее специальным законом за тяжкие преступления во время войны или при угрозе войны. Именно эта оговорка примирила законодателей с инициативой президента Г.Алиева в то время, как опросы общественного мнения показывали, что большинство населения стабильно поддерживает смертную казнь. Кстати, такого же мнения придерживались тогда и некоторые правозащитники. Что касается меня, то я считаю, что отмена смертной казни была правильным решением. Я не хочу перечислять общеизвестные аргументы против смертной казни. Просто отмечу, что именно в наших условиях в 1990-х годах очень часты были заказные и необоснованно жестокие приговоры, продиктованные политической конъюнктурой. Сравните: в феврале 1998 г. в живых оставалось 128 смертников. При этом еще порядка 30 были помилованы в период 1993-97 гг., т.е. примерно каждый пятый. Последние расстрелы в 1992-93 гг. и то, кого при этом расстреляли и почему, это вообще отдельный разговор, как и "убийства чести". Я это к тому, что отнюдь не все из осужденных к исключительной мере наказания заслуживали расстрела. Фактический мораторий спас многим из них жизнь и дал гипотетический шанс на пересмотр приговора. Некоторых тюрьма исправила, и это тоже аргумент, чтобы не казнить осужденных. Разумеется, были и такие, кто свое наказание заслужил сполна, и которые не исправились до сих пор, представляя угрозу для общества. Но для того смертную казнь и заменили пожизненным лишением свободы с возможностью пересмотра, чтобы исправившиеся могли вернуться в общество, а неисправимые оставались за решеткой", - отметил Э.Зейналов.
- Каковы условия содержания пожизненных заключенных в Азербайджане?
- У пожизненников условия намного лучше, чем были у смертников. Помню, как один из бывших смертников вспоминал, как его привезли в Гобустанскую тюрьму, и как его поразило, когда охранник поздоровался с ними и подал руку, помогая выпрыгнуть из "воронка". В Баиловской тюрьме смертники себе такого и представить не могли. С 1998 г. условия содержания пожизненников менялись в 2000 и 2008 г. Сейчас они содержатся в камерах по 1, 2 или 3 человека, из расчета не менее 4 кв.м на каждого, имеют ежедневную часовую прогулку, банные дни. В год им полагается 6 кратковременных (до 4 часов) и 2 длительных (до 3 дней) свиданий и 8 передач или посылок, еженедельные телефонные разговоры длительностью до 15 минут. Через 10 лет, при хорошем поведении пожизненников могут перевести на улучшенные условия содержания, что означает дополнительно 2 кратковременных и 1 длительное свидание, 4 телефонных звонка. В месяц пожизненники могут закупать в тюремном ларьке на 20 манатов продуктов и товаров первой необходимости, а при улучшенных условиях сумма увеличивается до 40 манатов. В камерах разрешают держать радиоприемники, а с 2008 г. у пожизненников есть возможность смотреть телевизор. Есть библиотека с книгами на нескольких языках. В остальном же досуг довольно однообразный: ни спорта, ни труда, а образование - только заочное. Кстати, на сегодняшний день в нашей стране примерно 260 человек, приговоренных к пожизненному заключению.
- Их содержат только в Гобустанской тюрьме? Или есть, или планируется создание других мест заключения?
- Для содержания пожизненных заключенных на сегодня предназначены три корпуса Гобустанской тюрьмы. Однако часть пожизненников временно содержится на лечении в специальных режимных корпусах Лечебного учреждения (центральный тюремный госпиталь) и Специализированного Лечебного учреждения N3 ("туберкулезная колония"). Несколько лет назад президент издал распоряжение о благоустройстве Гобустанского государственного заповедника, в котором предусмотрено закрыть эту тюрьму. Ее заключенные будут переведены в более современную тюрьму в пос. Умбакы, которая еще строится.
- Известно, что заключенные часто болеют туберкулезом. Какова ситуация в этом плане с пожизненными заключенными? И какие еще заболевания они получают в местах заключения? Оказывается ли им нормальная медицинская помощь?
- Сейчас заболеваемость туберкулезом и смертность от него существенно снизились. За последние 15 лет в тюрьмах Азербайджана смертность от туберкулеза снизилась более чем в 30 раз. Причиной такого прогресса было сотрудничество с международными организациями, в первую очередь, Международным Комитетом Красного Креста, которые предложили более дешевую программу лечения туберкулеза (DOTS), против которой выступало наше Министерство здравоохранения и лично экс-министр А.Инсанов. И Азербайджан тогда заключил договор с МККК и стал единственной страной Европы, где Минздрав не участвовал в лечении заключенных-туберкулезников. Проблема туберкулеза как "невидимого убийцы N1" была более актуальна не для пожизненников, а для смертников, которых держали в единственном "расстрельном" 5-м корпусе Баиловской тюрьмы, причем больных размещали вместе со здоровыми. Трое бывших смертников, заразившихся там туберкулезом, впоследствии дошли до Европейского суда по правам человека (Гумматов, Мирзоев и Пашаев). Уже много после, в 5-м корпусе несколько месяцев в куда более комфортных условиях содержался экс-министр здравоохранения, сам бывший туберкулезник, а затем фтизиатр Али Инсанов (тот самый), и Евросуд посчитал, что нахождение в 5-м корпусе, хотя и не повлекло ущерба для здоровья, само по себе было жестоким обращением. Как смертников, так и пожизненников вообще долгое время не отправляли ни в центральный тюремный госпиталь, ни в "туберкулезную колонию", лечили в камерах. Это приводило к высокой смертности от туберкулеза и других "тюремных" болезней, особенно в первый год после отмены смертной казни. Однако после визита Спецдокладчика по пыткам ООН Н.Родли в мае 2000 г. ситуация разрядилась, и пожизненников начали лечить в лечебных учреждениях, хотя и содержат там в отдельных режимных корпусах как "склонных к побегу". Улучшилась и работа медицинско-санитарной части Гобустанской тюрьмы, где расширился штат медиков и появилось новое оборудование, включая флюорографическое. Кроме того, раз в год заключенных обследуют в комиссионном порядке, для чего Медицинским управлением Министерства юстиции создана специальная мобильная бригада со специальным автомобилем. Некоторые пожизненники отсидели в четырех стенах уже более 20 лет, заработав специфические "тюремные" болезни. Среди них, помимо туберкулеза, можно назвать сердечно-сосудистые и психические проблемы, заболевания желудочно-кишечного тракта (например, гастрит, язвы), гепатит. Заметной причиной смертности являются суициды, к которым более склонны не бывшие смертники, которые видели и худшие времена, а те, кто был осужден относительно недавно.
- Есть ли данные, как долго живут люди, приговоренные к пожизненному заключению в нашей стране?
- Такой статистики не ведется. Но я могу привести характерные примеры. Так, на 1 января 1992 г. в 15 камерах смертников было 30 осужденных, ровно по лимиту. На сегодня из них в живых осталось всего трое. В этом году появилось было двое пожизненников, уже отсидевших "тарифный срок" в 25 лет, которые могут по закону претендовать на условно-досрочное освобождение. Однако один из них умер практически сразу, как отметил этот юбилей. Пока что никто из пожизненников не смог дожить до 80 лет - "претендентов" было несколько, но сейчас они тоже вымирают. То есть можно сказать, что прожить 25 лет пожизненнику в нашей тюрьме достаточно проблематично. Однако многие сами сокращают себе жизнь, решаясь на суицид. И хотя в тюрьмах формально существует психологическая помощь, но она в таких случаях бывает не очень эффективна.
- Были ли случаи в Азербайджане, когда пожизненники были оправданы?
- Нет, ни одного, даже в тех делах, когда были серьезные сомнения в доказательной базе. Вообще говоря, в прокуратуре и судах Азербайджана до сих пор множество людей, которые причастны к вынесению смертных приговоров и ввиду этого не заинтересованных в пересмотре этих дел.
http://echo.az/article.php?aid=74159
|