В таких условиях крайне важно усовершенствовать работу психологической службы в колониях и тюрьмах
05.02.2016 Дж. АЛЕКПЕРОВА
Вчера в Азербайджане пожизненно заключенный совершил самоубийство. Как сообщили в прокуратуре Гарадагского района, происшествие было зарегистрировано в поселке Гобустан.
Повесился пожизненно заключенный Субхай Ашраф оглу Ибрагимов (1975 г.р.). По факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
Отметим, С.Ибрагимов в 2015 году был обвинен по 6 статьям Уголовного кодекса и приговорен к пожизненному заключению.
В сентябре прошлого года в Гобустанской тюрьме тоже умер пожизненный заключенный - Аббасов Алагиф Ариф оглу. Выйдя 6 сентября на прогулку, он порезал себе острым предметом шею.
Хотя Аббасов и был доставлен в центральную тюремную больницу, он умер на следующий день. При этом таких примеров, к сожалению, немало...
"В целом, можно сказать, суицидов в наших тюрьмах немного, но они есть. Точные статистические данные широкой общественности и правозащитникам не предоставляются. Но можно предположить, что в год порядка 30 заключенных кончают жизнь самоубийством". Об этом рассказал echo.az глава Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, как только происходит самоубийство в тюрьме, сразу возбуждают уголовное дело, расследуется также факт доведения человека до самоубийства.
"Бывают случаи, когда происходит убийство, но оно бывает замаскировано под самоубийство. Поэтому обязательно проводится расследование каждого случая. В тюрьме доведение до самоубийства - вполне реальная вещь. Давление, полученное сроком заключения, также доводит заключенных до суицида.
В первые месяцы после приговора особенно молодые люди осознают, что им надо отсидеть огромный срок, и, естественно, данный факт сильно ломает человека. Особенно, если отсутствует внимание со стороны психологов и посещения со стороны родных, близких.
Другое дело, что человек отсидел значительное время, и вдруг совершил суицид. Явно, у него произошел сильный надлом, он перестал видеть дальнейший смысл жизни, возможно, с ним развелась жена, умер кто-то из близких. Либо его просто довели до самоубийства, это может быть администрация колонии или сами сокамерники - другие заключенные.
Но, как правило, еще не было случаев, когда администрацию обвинили бы в доведении до самоубийства, их могут наказать только за халатность, что они допустили подобное, не усмотрели. Также воровские порядки в тюрьме нередко становятся причиной для самоубийства многих заключенных.
Многие люди, дабы не жить с позором или клеймом, чаще всего прибегают к самоубийству. Воровские "понятки" в тюрьме - это некий кодекс поведения, за нарушения которого заключенных "опускают", они могут выполнять самую грязную работу, подвергаться ритуальному изнасилованию или просто сажают в камеру с гомосексуалистами. Например, если человек сыграл в карты на деньги и не смог вернуть долг, то это может стать причиной для наказания", - добавил он.
Как сказал эксперт, администрация тюрем редко пытает заключенных, так как пытки имеют конкретную цель. "А вот жестокое обращение цели не имеет, кроме как унизить человека. Самоубийству очень способствует отсутствие нормально работающей психологической службы в колониях и тюрьмах.
Роль психологической службы на практике в азербайджанских тюрьмах намного ниже, чем в европейских. Вся проблема в том, что психологов не хватает. Например, в тюрьме может сидеть 900 человек, и всего один психолог. Соответственно, у него физически нет возможности проводить даже профилактические встречи.
Психологи плотно работают с заключенным в период карантина, тогда они изучают его психологический портрет и составляют план работы. Если ничего такого сразу не замечают в поведении, то мало вероятно, что потом с человеком будут работать", - пояснил эксперт.
По его словам, в Азербайджане тюремных психологов стали готовить совсем недавно. "Проблема еще и в том, что у нас психолог не считается тюремным врачом. Он подчиняется Пенитенциарной службе, то есть это "человек в пагонах", а не "в белом халате".
Соответственно, психологу не всегда удается заслужить доверие заключенных. В реальности же психологи должны являться медицинским персоналом и подчиняться медицинскому учреждению.
Плюс ко всему, в обязанности психолога должно входить расселение заключенных по камерам, ведь бывают случаи, когда некоторых заключенных нельзя сажать в одну камеру. К сожалению, также не проводят исследований по части суицидов среди заключенных, нет национальных учебников по пенитенциарной психологии.
Не настроена система обмена опыта с коллегами из других стран. То есть психологическая служба в тюрьмах Азербайджана пока еще на начальном этапе своего развития. Но, несмотря на это, количество самоубийств по сравнению с годами ранее уменьшилось", - отметил он.
Отметим, что заключенные, как специфическая группа населения, отличаются повышенным уровнем самоубийств по сравнению со сходным по остальным характеристикам контингентом в общей популяции.
Например, в следственных изоляторах, где заключенные содержатся непродолжительное время, уровень самоубийств в десять раз превышает средние показатели для данного региона. В учреждениях, где заключенные отбывают срок наказания по решению суда, частота суицидов в три раза превышает средние показатели.
Кроме того, на каждое завершенное самоубийство, как правило, приходится гораздо большее число суицидальных попыток. Любое сочетание следующих факторов может служить объяснением повышенного уровня самоубийств в исправительных учреждениях. тюрьмы являются местом скопления уязвимых групп лиц, традиционно отличающихся повышенным суицидальным риском, таких, как молодые мужчины, психически больные, лишенные социальных прав, социально изолированные, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, совершавшие ранее суицидальные попытки; психологическое воздействие ареста и заключения или ежедневных стрессов, связанных с жизнью в тюрьме, может превышать способности уязвимых людей к преодолению трудностей; в местах лишения свободы может отсутствовать сформулированная политика или правила выявления и работы с суицидальными заключенными; если соответствующая политика и правила существуют, то перегруженный работой или недостаточно обученный персонал сотрудников исправительного учреждения может пропустить предупреждающие признаки самоубийства. Ко всему прочему, исправительные учреждения могут оказаться оторванными от осуществляемых в данном регионе программ поддержки психического здоровья, и в связи с этим не иметь достаточной возможности (или быть вовсе лишенными возможности) использования помощи или лечения у психиатра (who.int).
В ряде тюрем осуществляются комплексные программы превенции самоубийств, в некоторых странах установлены национальные стандарты и разработаны руководства по суицидальной превенции в исправительных учреждениях. Сведения о ситуации в этих учреждениях и странах показывают, что путем внедрения в практику программ предупреждения самоубийств можно добиться значительного снижения уровня самоубийств и суицидальных попыток.
Особенности этих программ различаются с учетом местных ресурсов и потребностей заключенных, однако существует ряд общепринятых видов деятельности и элементов, которые могут служить основой для понимания того, что является хорошей практикой в этой области.
http://echo.az/article.php?aid=95937
|