Андреас Гросс подготовил новую резолюцию
В практике исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, есть такая традиция, как т.н. «актировка». Безнадежно больных заключенных на основе акта медицинской комиссии освобождают, чтобы они могли умереть в кругу членов семьи. Одно время даже существовал список болезней, которые препятствуют дальнейшему пребыванию заключенного в тюрьме (например, терминальная стадия рака). Однако в последнее десятилетие в Азербайджане это не практикуется.
Говорят, что причиной послужила история, произошедшая в конце 2004 г., когда по решению медкомиссии был актирован больной заключенный, получивший немалый срок. На Пенитенциарную Службу посыпались жалобы, в которых врачей обвиняли в коррупции. В результате, заключенного вернули в тюрьму, а комиссию разогнали. Но через некоторое время заключенный действительно умер…
Как видно, эти же проблемы существуют и в Европе. Во всяком случае, бывший содокладчик по Азербайджану Андреас Гросс подготовил в ноябре для Комитета по правовым делам и правам человека ПАСЕ доклад (Doc.13919), озаглавленный «Судьба критически больных заключенных в Европе». В подготовке документа, который первоначально касался лишь Турции, помог азербайджанский юрист, глава Европейского Комитета по Предотвращению Пыток (ЕКПП) Лятиф Гусейнов.
В документе рассмотрены два случая «сочувственного освобождения» заключенных (у нас это называют освобождением по гуманитарным основаниям). Один касается временного освобождения для получения медицинской помощи вне тюрьмы. Второй – постоянного освобождения заключенных, страдающих от смертельных болезней, чтобы они умерли дома.
В докладе Гросса были приняты в расчет такие международные стандарты ООН, распространяющиеся и на Азербайджан, как Основные принципы обращения с заключенными, Минимальные Стандартные Правила для Заключенных, а также европейские нормы: Рекомендация Комитета Министров Совета Европы (КМСЕ) по этическим и организационным аспектам здравоохранения в тюрьмах, Европейские Тюремные Правила, а также стандарты, разработанные ЕКПП. Кроме того, Гросс привел несколько уместных прецедентов Европейского Суда по Правам Человека, касающихся таких случаев, а также случаи освобождения по состоянию здоровья лиц, осужденных Нюрнбергским и Гаагским трибуналами.
Пояснительный доклад подводит к мысли о том, что «никто не должен умирать в тюрьме, и страны-члены Совета Европы должны гарантировать, что каждому заключенному предоставлено право на смерть с человеческим достоинством – вне тюрьмы». По мнению автора, существующие правовые и практические барьеры мешают доступу больных заключенных к критической медицинской помощи, отсутствие оперативной связи между тюремным персоналом и врачами не позволяют вовремя перевести заключенного из тюрьмы в общественную больницу. К смертельно больным (даже коматозным и агонизирующим) часто применяют неоправданно строгие меры физического принуждения, хотя они уже неспособны бежать.
Тенденция старения европейского общества отражается и на тюремном населении. Заключенные стареют, причем быстрее, чем на воле. В тюремных условиях их здоровье вызывает больше опасений, чем у свободных пациентов. Во многих тюрьмах нет паллиативного ухода за больными или же он неправильно применяется. В результате, заключенные умирают мучительной смертью, без должного уважения, часто в камере или в тюремной больнице в отсутствие родных и близких.
Более того, практика «сочувственного освобождения» в Европе отчасти основана на субъективных критериях или же рекомендациях такого медицинского персонала, который не является независимым от тюремной администрации. Часто решение принимает государственный чиновник без возможности обжалования.
Проект резолюции предлагает странам Совета Европы привести свои национальные законодательство и практику в соответствие с международными стандартами, устанавливающими для заключенных одинаковый уровень здравоохранения со свободными гражданами. Предлагается обеспечить временное освобождение на гуманитарных основаниях серьезно больных заключенных, с возможностью пересмотра на основании решения независимой судебной структуры. Для стариков и смертельно больных предлагается постоянное освобождение на гуманитарных основаниях, решение о котором тоже может быть пересмотрено судом. В дополнение к общим положениям, в проекте резолюции сделаны конкретные предложения по положению в Турции, Румынии и Черногории.
К резолюции прилагается и проект рекомендации ПАСЕ. В частности, КМСЕ призывают собрать статистику по гуманитарному освобождению смертельно и серьезно больных заключенных, а также стариков, и провести обстоятельное исследования законодательства и практики всех стран-членов СЕ в этой области для того, чтобы определить лучшие примеры и принять руководство по «освобождению из сочувствия».
Следует отметить, что Комитет по социальным проблемам, здравоохранению и устойчивому развитию ПАСЕ провел анализ этого доклада и поддержал его. Выводы Комитета изложены в документе Doc. 13924, подготовленном докладчиком Штефаном Шеннахом и опубликованном 23 ноября. Комитет предложил некоторые, в основном стилистические, поправки в проекты резолюции и рекомендации для их усиления.
Таким образом, два профильных комитета ПАСЕ подготовили вопрос для обсуждения на пленарном заседании Ассамблеи. Не исключено, что уже скоро арсенал правозащитников Азербайджана, работающих по теме освобождения на гуманитарных основаниях, пополнится двумя новыми документами, а практика «актировки» старых и больных заключенных возобновится.
Эльдар Зейналов.
|