Кямал Али
17:45, 10 марта 2016
Сегодня день провел к Гобустанской тюрьме особого режима, единственной в Азербайджане где из 600 с чем-то заключенных весомая часть - пожизненники. Пригласили на презентацию поэтических сборников. Двое из пожизненников - Сергей Стреляев и Ясин Гасымов издали каждый по книге, у Сергея уже шестой сборник стихов, я о нем ранее писал здесь. Сидят в одной камере, у каждого похожие обвинения в убийстве двух человек. Сергей считает решение суда неправильным, а следствие необъективным. Каждый надеется на амнистию, в праздник Новруз, начнется 21-22 марта, будут освобождены вновь множество заключенных. Но пожизненников президент прощает очень редко. Сергей в этом году сидит 14-й год, в позапрошлом году он в тюрьме, в том зале для заседаний который вы увидите внизу, справил скромную свадьбу на студентке Милане, с которой познакомился будучи в тюрьме, в переписке. У них растет 8-месячный сын, встречаются раз в три месяца, на три дня, ну и бывают поблажки другие.
Познакомился там с ученым, бывшим ректором Университета аристократов (кажется так переводится с азербайджанского), автора множества книг и изобретений доктором философии Оруджем Рагимовым. Сидит в Гобустане с 1999 года за убийство четырех членов семьи со стороны жены. Он мне рассказывал, как женина родня довела его до такого сумасшествия. В Гобустане он всем доволен, абсолютно, начиная с питания (по утрам яйца, сыр, масло, днем борщ, плов, вечером рыба или мясное, а чаще сами готовят себе в камере что захотят), содержания (двухместные камеры, час-два прогулки во дворике каждые сутки, телевизор с любым количеством каналов, свободная жизнь в камере) и кончая отношением охранников (сам видел, почти дружеские у них отношения). Конечно, оговариваются, что тюрьма есть тюрьма, дома лучше, но государство создало максимально удобные условия для заключения. Профессор даже доволен так как может спокойно творить, как в своем кабинете, никто не мешает и даже сосед по камере такой же как он человек творчества, тихий. Смотрят телик только когда новости показывают, а развлекательные передачи их раздражают.
Там же среди нас был пожилой заключенный, сидит 22 года, начальство ходатайствовало об его освобождении.
Моложавый усатый, очень крепкий на вид мужчина, бизнесмен, рассказывал что получил пожизненное за пощечину нанесенную им генпрокурору Закиру Гаралову. Не верится, но офицер в Гобустанской тюрьме в беседе со мной подтвердил. За одну пощечину (даже если избил как следует!) - пожизненно? Мужик говорит, что Гаралов сделал все чтобы его сюда засунуть и не дает возможности выйти. Не знаю, невероятно это, кажется невозможным, но почему нет? А что мешает его близким поднять шум в прессе, зарубежом? Сомневаюсь...
Были приветственные выступления с пожеланиями заключенным скорой свободы, спела романс на стихи Стреляева бард, живущая в Баку москвичка Татьяна Буланова.
Вернулся в Баку (Гобустан на расстоянии 80 км), пошел в супермаркет за продуктами и ощутил вкус свободы. Не замечаем мы ее, ворчим, хаем все вокруг, а мы все-таки счастливые, в сравнении с ними. Тот профессор говорил, что если бы можно было повернуть события назад он бы тех родственников не застрелил даже если бы они ему отрубили руку.
Позвонил сыновьям профессора, передал им привет, сказал что отец выглядит очень хорошо и доволен. Приятно, что принес радость, хотя бы минутную в дом одной простой семьи, глава которой сидит в тюрьме, пожизненно.
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/83772/posts/24055
|